0 60

Автопутешественники не так зависят в
своих планах от погоды, как все остальные, но все же лето — это хороший повод
для путешествий. А благодаря обновленным картам, они могут стать еще более
интересными. Поэтому и производители карт стремятся максимально их обновить к
весенне-летнему сезону.

В
частности, в этом году довольно сильно изменились карты компании «КартБланш»,
которые используются вместе с программами семейства iGO. Конкуренты, впрочем,
тоже очень хорошо поработали.

Карты для навигаторов

Стратегия расчета маршрута и в программах iGO, и в устройствах Garmin доступно несколько вариантов, например «быстро». «удобно». «кратчайший». «экономный»

Стратегия расчета маршрута и в программах iGO, и в устройствах Garmin доступно несколько вариантов, например «быстро». «удобно». «кратчайший». «экономный»

Группа лидеров. Популярность навигационных
устройств в Украине и в других европейских странах сильно различается, в
основном из-за отсутствия хороших карт к «брендовым» PND. Единственное приятное
исключение среди «брендов» — это продукция от компании Garmin. Американскими
GPS-навигаторами «Garmin» пользуется весь мир, и Украина в частности. Garmin
изготавливает и сами устройства, и навигационную программу, а в Украину
большинство таких навигаторов попадает с картами от компании «АЭРОСКАН» или с
картами, созданными с помощью совместного проекта компаний «Навионика» и
Luxena. Также на устройства Garmin может быть установлена карта от компании
«Карт Бланш Украина».

«КартБланш Украина» также
является поставщиком картографического материала для венгерско-израильской
компании Nav N GO, одного из мировых лидеров по созданию навигационного
программного обеспечения (ее продукты выходят под торговой маркой iGO). И
именно эту комбинацию в основном выбирают сторонние поставщики GPS навигаторов
на украинский рынок, например ASUS, LG и другие.

GPS спидометр есть в обеих рассматриваемых системах. Его основной плюс — бла­годаря повышенной точности можно ехать намного быстрее и без штрафов

GPS спидометр есть в обеих рассматриваемых системах. Его основной плюс — бла­годаря повышенной точности можно ехать намного быстрее и без штрафов

NavLux. По нашему мнению,
пока только интерфейсы
устройств Garmin и программы iGO 8 достаточно удобны для использования
водителем в одиночку. Поэтому здесь мы не рассматриваем другие доступные в
Украине решения, у которых есть неплохие карты, но эргономика которых
рассчитана скорее на штурмана, чем на водителя. Если же рассматривать отдельно
карты, то каждая из них имеет свои плюсы, но для устройств Garmin самой
детальной является карта Навионика-Luxena (представляется как NavLux). Карта же
КартБланш (представляется как CarteBlanche) распространена на устройствах,
работающих под Windows Mobile, поэтому мы решили сравнить только эти две карты.

Карта
NavLux отображает номера, контуры домов и дворовые проезды в крупных городах,
доступна детализированная сетка всех дорог и улиц населенных пунктов с
населением от 50 тыс. человек (уровни детализации включают квартальные разъезды
и застройки), есть адресный поиск по 50 населенным пунктам в 15 областях
Украины с общим населением более 10 миллионов человек (по состоянию на
29.04.2009). Карта постоянно и бесплатно обновляется.

CarteBlanche. Карта
от «КартБланш» Украина в настоящее время объединяет подробные карты масштаба
1:10000 (в 1 см — 100 м) около 40 населенных пунктов, в том числе 34 города,
включая все областные центры. Все города имеют адресный поиск. Карта содержит
улицы городов, перечисленных выше, европейские, магистральные, региональные, территориальные и
местные дороги, железные дороги, реки, ручьи, озера, леса, парки, а также
остальные населенные пункты в виде точек и контуров. Как уже было отмечено
выше, данная
карта постоянно и бесплатно обновляется.

И для карты NavLux, и для карты CarteBlanche есть возможность навигации не только в пределах Украины, но и по всей Европе

И для карты NavLux, и для карты CarteBlanche есть возможность навигации не только в пределах Украины, но и по всей Европе

Основное отличие
карты КартБланш от Навионики состоит не в самой карте, а в ее
распространенности. Если карта от Навионики предназначена исключительно для
навигаторов фирмы Garmin, то карта от КартБланш есть в вариантах для Garmin, и
в вариантах для программ компании Nav N Go (торговая марка iGO), которые
работают на большинстве продаваемых в Украине «не Garmin» навигаторах, а также
на смартфонах и PDA под управлением ОС Windows Mobile. Разумеется, разница в
аппаратных платформах накладывала отпечаток и на карты. В частности, на Garmin-
картах КартБланш силуэты домов были, а на картах iGO их до недавнего времени не
было. Теперь же они появились, и это стало одним из главных поводов для
проведения данного сравнения. Насколько универсальная карта может соперничать
со специализированной? Причем мы рассматриваем именно вариант выбора разных
типов устройств для навигации — автомобильный GPS Garmin против универсального
коммуникатора.

Автонавигаторы

Выбор типа PND. Приемники GPS в
последнее время все чаще стали встречаться в различных мобильных устройствах
типа смартфонов, коммуникаторов и даже телефонов. И это не удивительно, ведь
производителям очень хочется просто добавить такой приемник в устройство,
которое пользователь все равно постоянно носит с собой. Однако все эти
устройства оснащаются небольшими экранами и сравнительно слабыми процессорами,
которые помимо навигации должны обеспечивать еще и работу основных функций
коммуникатора.

С другой
стороны, автомобильные PND всегда отличает большой экран и конфигурация,
адекватная применяемым картам и другому ПО. Но функционально они, конечно,
намного уступают коммуникаторам.

Достоверность карт. Если карты не
будут достаточно точными, то нет смысла говорить и обо всех их остальных
свойствах. К счастью, и NavLux, и CarteBlanche являются одними из лучших и по
адекватности представления дорожной сети в городах и в глубинке. В крупных
городах они прокладывают маршрут практически всегда в соответствии с ПДД. Вдали
от городов карты также располагают достаточной информацией о дорогах и их
значимости, что позволяет не попадать на убитые тракторами проселки. Правда,
для этого в Garmin нужно выбирать «быструю» стратегию прокладки маршрута, а в
iGO — «легкую». Использовать другие стратегии за городом мы пока не
рекомендуем, если только вы не фанат 4х4. Состояние многих проселков, особенно
на западе страны просто ужасное, так что лучше объехать десяток километров по
шоссе — так все равно будет быстрее.

Интерфейсы навигаторов рассчитаны на управление пальцами и интуитивно понятны, но управлять ими во время движения нельзя, о чем они предупреждают при запуске. В «безопасном» режиме iGO интерфейс при навигации вообще блокируется

Интерфейсы навигаторов рассчитаны на управление пальцами и интуитивно понятны, но управлять ими во время движения нельзя, о чем они предупреждают при запуске. В «безопасном» режиме iGO интерфейс при навигации вообще блокируется

Детализация карт. Карта NavLux — чемпион по
детализации локаций на автомобильных навигаторах. В Киеве она не только
порисовывает контуры домов, но и знает практически все междворовые проезды и
отображает их довольно корректно. При указании номера
дома как цели маршрута карта приводит к первому подъезду дома, и в случае
необходимости проведет через дворы. Правда, это вызывает и некоторые трудности,
например, есть дома на 18 подъездов, так что финиш может оказаться довольно
далеко от места назначения, и заезжать иногда нужно с другой улицы. Так что это
надо учитывать. Даже для средних и мелких населенных пунктов на этой карте
прорисована сеть улиц.

Карта
CartBlanche прорисовывает контуры домов в Киеве, но о дворовых проездах не
знает. В качестве финиша выбирается точка на дороге, расположенная возле
нужного дома. Мелкие и средние населенные пункты чаще всего представлены только
контурами.

Карта
NavLux располагает немного большим числом населенных пунктов с адресным
поиском, зато у карты CartBlanche они расположены по Украине более равномерно,
и как минимум адресный поиск доступен в каждом областном центре.

Скорость прорисовки. Навигационные
программы семейства iGO в комплекте с картами CarteBlanche работают быстро и на
смартфонах, и на специализированных автомобильных навигаторах. Даже при выборе
самой высокой детализации каких-либо задержек в прорисовке мы не замечали.

Карта
NavLux быстро прорисовывается на всех автомобильных устройствах Garmin. Есть
еще программа Garmin Mobile XT, которая теоретически позволяет превратить
некоторые модели смартфонов в навигаторы, использующие карты Garmin. Но наши
тесты показали, что с удовлетворительной скоростью насыщенная карта вроде
NavLux прорисовывается только при среднем уровне детализации, то есть деталей
видно меньше, чем в варианте iGO+ CarteBlanche. Увеличение детализации до
уровня, когда видны контуры домов, приводит к заметным рывкам при прорисовке.
На развязках прорисовка вообще не происходит. При максимальной же детализации
процесс навигации превращается в слайд-шоу с речевыми комментариями. Хотя в
пешеходном варианте такую карту, наверное, еще можно использовать.

Интерфейс Garmin самый удобный и эргономичный при навигации

Интерфейс Garmin самый удобный и эргономичный при навигации

Эргономичность. При
автомобильном использовании GPS навигации эргономика самого устройства
интересна только в части эргономики экрана. Экран должен быть по возможности
большим и ярким. Экран с диагональю 4 дюйма уже вполне комфортен. Смартфоны с
экраном около 3-х дюймов с ландшафтной ориентацией читаются хуже, но еще
удовлетворительно. Меньшие экраны уже не позволяют считывать информацию с них
беглым взглядом, да и информации на них умещается очень мало. Так что это
скорее инструмент для штурмана. Вес и габариты устройства, как и параметры
аккумулятора, практически не важны, так как устройство размещается на
кронштейне с присоской, который можно разместить в удобном месте. А питается он
от гнезда прикуривателя. Гораздо важнее эргономика навигационной программы,
которая прорисовывает карту и рассчитывает
маршрут. Тут наиболее удачными на сегодня являются интерфейсы устройств
Garmin и программы iGO 8, которые мы отобрали для этой статьи. У обоих программ
(имеется в виду iGO и фирменная прошивка Garmin) есть дневной и ночной режим
работы, при котором меняется палитра прорисовки для наилучшего восприятия. Карту
можно просматривать в 2D и 3D режиме, при этом оба варианта интеллектуально
меняют масштаб и угол обзора в режиме 3D. Голосовые подсказки значительно
улучшились за последние два года, есть мужские и женские голоса, и ими уже
можно пользоваться. В обоих вариантах присутствует режим маршрутного компьютера
с точным спидометром и
различными статистическими функциями, при использовании которого навигация не
прерывается, хотя слышны только звуковые подсказки. Оба варианта предупреждают
о приближающемся перекрестке сначала пиктограммой, а потом, при приближении,
достаточно наглядно прорисовывают маршрут на автоматически увеличенном
изображении перекрестка или транспортной развязки. Правда, у NavLux развязки
прорисованы полнее, а Garmin-овский софт прорисовывает маршрут движения более
наглядно. Если же у водителя все же возникают трудности с проездом, особенно на
незнакомых сложных развязках, то обе системы имеют режим имитации, с помощью
которого можно посмотреть предлагаемый вариант движения в динамике. Заметим,
что этот режим в программах iGO реализован чуть более удобно.

Вывод

Автомобильная
GPS навигация в нашей стране стремительно развивается, но в основном стараниями
картографических компаний. На сегодня есть хорошие карты практически для
большинства крупных населенных пунктов и дорожной сети по всей Украине. Все
карты регулярно обновляются и однозначно лучшей среди них, пожалуй, нет. К
сожалению, дорожные службы и службы контроля за дорожным движением даже в
перспективе не намерены обеспечивать навигационные системы информацией о
ремонтах на дорогах, а также о пробках, к чему уже давно привыкли водители
Западной Европы.

Дополнительно